Иконопись Суздаля

 

История Иконописи города Суздаль

В современные дни интерес к старинной живописи достаточно велик. Христианству на Руси чуть более тысячи лет. К слову,  такие же глубокие корни имеет и культура иконописи – искусство, с греческого языка трактующееся как «образ», «изображение». Суздаль, славный Град Небесный, - яркое олицетворение духа старославянской России. Здесь каждый собор хранит частицу прошлого, вековую историю. Прекрасная роспись церквей, божественные фрески и иконы Суздаля – это превосходный памятник древнерусской живописи, главная изюминка колыбели Золотого кольца.

Суздаль – это живой учебник иконописи. Красочная роспись городских храмов и соборов дают возможность наглядно изучить историю развития старинной живописи в Суздале. Итак, окунемся в летопись…

Иконы в Суздале были окружены особым нравственным авторитетом. Они помещались в храмах и домах («красные углы»), их носили на груди, ими благословляли, им молились. Икона давала человеку особое видение Храма Божьего.

В Суздале представлена ростово-суздальская иконопись, которую отличает целый ряд общих черт. Несмотря на художественное своеобразие каждой иконы – суздальскую иконопись отличает, прежде всего, возвышенность образов, композиционная и цветовая уравновешенность, «плавное письмо ликов».

XIII век. Уникальной иконой является «Богоматерь Максимовская», датированная к 1299 году. «Богоматерь Максимовская» была написана по заказу митрополита Максима в год перенесения церковной кафедры из Киева во Владимир. Митрополит Максим представлен на иконе получающим святительский омофор от стоящей Богоматери, младенец на руках которой благословляет митрополита.

XV век. Классическим образцом золотого века древнерусского искусства в Суздале считается «Богоматерь Толгская». Эта икона чудотворна. По преданию, в 1314 году у впадения реки Толги в Волгу под Ярославлем Богоматерь явила людям свой лик. Через столетие на этом месте был основан монастырь. До XVII века почитание иконы «Богоматери Толгской» носило местный характер, с середины века достояние этой иконы становится общерусским. Особенность изображения на иконе – поза младенца, он стоит на коленях (при этом Богоматерь держит его на руках) и прикасается левой рукой к груди Богоматери. Божественные иконы «Благовещенье» и «Покров» также датируются к XV веку.

Богатство иконографического мышления весьма выделяло суздальских иконописцев. Активное введение золота, полное заполнение иконного пространства, мистическое очарование и умиротворение – таковы отличительные черты уникального комплекса икон-таблеток из Богородице-Рождественского собора.

XVI век. Собственно, это столетие стало заключительным этапом развития иконописи в Суздале. К шестнадцатому веку историки относят икону «Никола в житии». Особой популярностью у суздальцев пользовались именно «житийские иконы». Образ святого помещался в центре композиции, а вокруг, в расчерченных прямоугольных клеймах, изображались основные события его «жития».

XVI век. Икона «Богоматерь Корсунская». Эпитет «Корсунская» происходит от названия Византийского города Херсонес в Крыму, который на Руси был известен под именем Корсуни. «Корсунскими» именовались древние святыни византийского и русского происхождения, появление которых связывали с эпохой князя Владимира, захватившего Корсунь и принявшего крещение в этом городе. Композиция иконы «Богоматерь Корсунская» сосредотачивает внимание зрителя на ликах и жестах Богоматери и Младенца. В подчеркнуто крупном образе воплощена идея покровительства и любви Богоматери к миру. Возможно, графичность ликов, миндалевидный разрез глаз, форма носа с изгибом на конце и рисунок полной нижней губы передают черты греческого прототипа иконы.

Высокое искусство суздальской иконописи оказало значительное влияние на разнообразные виды декоративно-прикладного искусства. Особенно широкое распространение в Суздале с древних времен имела пластика. Нагрудные иконы, крестики, панагии резали из камня, дерева, кости, отливали или чеканили из металла, обрамляли окладами из золота и серебра, украшали драгоценными камнями и жемчугом. В мелкой пластике своеобразно отразилась каждая эпоха и вкусы заказчика.

Богатейшие традиции иконописи Суздаля лежат в основе древнесуздальского шитья, называемого «живописью иглой». Суздальские мастерицы шелковыми, золотыми и серебряными нитями создавали неповторимые образы. Видное место в Суздале также занимало изготовление окладов икон.

Суздаль по праву считается столицей и главным центром старославянской иконописи!

Иконы в Суздале – это классическая форма изобразительного искусства. Выдающееся явление мировой культуры – иконопись – имеет непреходящее значение и по сей день. Град Небесный Суздаль славится коллекцией икон по всей стране. Год от года туристы со всех уголков Земли посещают колыбель Золотого кольца, любуются восхитительной росписью храмов и музеями древнерусской иконописи.

Всегда Ваш "Суздаль"

Суздаль