Церкви в Cуздале

 

Церкви в Суздале.

В городе Суздаль большое количество церквей. Суздаль можно назвать городом-рекордсменом по их количеству. Церкви Суздаля не просто украшают город, они создают его неповторимую атмосферу.
Многие архитектурные памятники Суздаля датируются XII веком, но период активного строительства в Суздале приходится на XVI – XVII века, когда Суздаль, войдя в состав Московского княжества и утратив роль политического центра город становится самым заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси. В это время формируются все ныне существующие архитектурные ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли Кремля, Покровского и Спасо–Евфимиева монастырей. В XVIII веке в Суздале ведется активное строительство приходских церквей на посаде, и к началу XIX века городской ансамбль складывается окончательно.
По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не знает себе равных. Здесь на площади 9 кв.км. находятся свыше 200 памятников культовой и гражданской архитектуры XIII – XIX вв. Оставшись в границах XVIII веков, Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды.

Антипиевская церковь

 
Антипиевская церковь
Антипиевская церковь
Антипиевская церковь
Антипиевская церковь
Антипиевская церковь построена в 1745 году представляет собой зимний храм и имеет двускатную кровлю. Она стоит рядом с пятиглавой Лазаревской "летней". Первоначальное название Антипиевской церкви - Сретенская. В 1745 году на месте Сретенской поставили каменную с нарядной колокольней, завершенной суздальским вогнутым шатром, и переименовали ее в Антипиевскую. В таком виде она сохранилась до настоящего времени.

Богоявленская церковь

 
Богоявленская церковь
Богоявленская церковь
Богоявленская церковь
Богоявленская церковь

Богоявленская церковь построена в 1781 году в излучине реки Каменки рядом с ранее постороенной «зимней» церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Обе церкви возведены на месте сгоревших деревянных церквей XVII века в Кожевенной слободе. Архитектура высокой Богоявленской церкви говорит нам о том, что она принадлежит периоду смены архитектурных стилей XVII и XVIII веков, в которых работали суздальские мастера того времени.

Борисоглебская церковь

 
Борисоглебская церковь
Борисоглебская церковь
Борисоглебская церковь
Борисоглебская церковь

Борисоглебская церковь, бывшая Источниковская, располагается неподалеку от Музея деревянного зодчества. Предположительно она возведена на месте сожженного поляками в начале XVII века Борисоглебского монастыря, с ликвидацией которого, Борисоглебская церковь была переименована в Источниковскую, а в честь Бориса и Глеба оставлен маленький придел. Точную дату постройки нынешней Борисоглебской церкви определить сложно, но, судя по характеру ее архитектуры, она может быть отнесена к концу XVII века, кроме колокольни, которая пристроена не ранее второй половины XVIII века. До революции рядом с Борисоглебской стояла «теплая» Никольская церковь XVIII века.

Воскресенская церковь

 
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь

Воскресенская церковь расположена на торговой площади, напротив городских торговых радов. Выстроена она в 1720 году на месте сгоревшей старой деревянной церкви от которой остался колокол. Судя по надписи на нем, деревянная Воскресенская церковь была очень древнего происхождения - она существовала уже в XVI веке.

Интересна колокольня, пристроенная к северо-западному углу паперти.  Это высокий восьмигранник, поставленный на низенький четверик, который завершен сферической кровлей с высоким шпилем. Именно он делает колокольню Вознесенской церки похожей на колокольню собора Петропавловской крепости.

Входо-Иерусалимская церковь

 
Входо-Иерусалимская церковь
Входо-Иерусалимская церковь
Входо-Иерусалимская церковь
Входо-Иерусалимская церковь
Входоиерусалимская церковь восточным фасадом выходит на городскую площадь и хорошо видна от Воскресенской церкви. Рядом с нею раньше проходила дорога берегом реки Каменки. Здесь же стояла еще Ильинская церковь, перенесенная затем на Иванову гору. Церковь была деревянная, в XVIII веке её, вместе со стоящей рядом Пятницкой церковью, заменили каменной.  Ныне существующая летняя Входоиерусалимская церковь построена в 1707 году. Летняя церковь имеет свою особенность. Она украшена декоративным карнизом из кокошников — арочек, поставленных на консольки. Покрытие на четыре ската когда-то было завершено пятью главами, ныне же сохранилась только центральная глава. Внутреннее помещение пере¬крыто сомкнутым сводом.

Знаменская церковь

 
Знаменская церковь
Знаменская церковь
Знаменская церковь
Знаменская церковь

Знаменская церковь находится на окраине Суздаля, на реке Мжарка. В старинные времена здесь располагался Введенский женский монастырь, который в 1237 году был сожжен и разграблен Батыем. Затем здесь была построена Введенская церковь, которая в 1611 году была разорена литовцами. Позднее из торговых рядов Суздаля сюда была перенесена деревянная Знаменская церковь, на месте которой в 1749 году был построен каменный храм. В советское время церковь была закрыта, а в 1991 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник после реставрации передал храм Владимиро-Суздальской епархии.

Ильинская церковь

 
Ильинская церковь
Ильинская церковь
Ильинская церковь
Ильинская церковь
Ильинская церковь (1744 год) была установлена на вершине небольшого холма, в излучине р. Каменки. Древние зодчие удачно выбрали место для строительства храма, выразительный силуэт которого по замыслу мастеров, должен быть хорошо обозрим со многих мест.
В XIX веке церковь подверглась многочисленным переделкам, после реставрации храму был возвращён его первоначальный вид.

Казанская церковь

 
Казанская церковь
Казанская церковь
Казанская церковь
Казанская церковь

Казанская церковь стоит рядом с торговыми рядами и Воскресенской церквью. Казанская церковь города Суздаль является одним из главных действующих храмов. Она была построена в 1739 году на месте сгоревшей в пожаре 1719 года деревянной. Контраст в декоре храмов и колоколен города Суздаль стал характерной чертой посадской архитектуры Суздаля. Этим приёмом, выявляющим своеобразие и красоту строений зодчие города Суздаль владели в совершенстве. 
По некоторым данным, в здании Казанской церкви погребен ключарь суздальского собора Ананий Федоров — автор известного труда «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале».

Козьмодемьянская церковь

 
Козьмодемьянская церковь
Козьмодемьянская церковь
Козьмодемьянская церковь
Козьмодемьянская церковь

Козьмодемьянская церковь известна с 1617 года. В летописи Суздаля 1617 года она значится деревянной как строение «приходных людей». Эта церковь в 1725 году была заменена ныне существующей каменной. Церковь стоит на высоком берегу Каменки. В XII веке здесь был основан христианский монастырь в честь Козьмы и Дамиана. Холм, на котором расположился памятник, с древнейших времен носила название Яруновой. Согласно преданьям старины глубокой, свое название горка получила от стоявшего на ней капища языческого бога Яруна, или Ярилы.

С точки зрения архитектуры Козьмодемьянская церковь представляет большой интерес. Основное здание "летней" церкви построено в виде куба, а с южной стороны к нему примыкает "зимняя" церковь. С западной стороны между ними стоит небольшая колокольня, завершенная стройным восьмигранным шатром.

До революции вокруг храма была выстроена невысокая каменная ограда с лестницей, спускавшейся к реке.

Крестовоздвиженская церковь

 
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь построена в 1696 году. Крестовоздвиженский храм - "теплый". Как и большинство суздальских церквей подобного рода он имеет традиционную шатровую колокольню и состоит из двух клетей разной высоты. Более высокая клеть увенчана небольшой главкой на довольно широком барабане.

Суздаль