Церкви в Cуздале

 

Церкви в Суздале.

В городе Суздаль большое количество церквей. Суздаль можно назвать городом-рекордсменом по их количеству. Церкви Суздаля не просто украшают город, они создают его неповторимую атмосферу.
Многие архитектурные памятники Суздаля датируются XII веком, но период активного строительства в Суздале приходится на XVI – XVII века, когда Суздаль, войдя в состав Московского княжества и утратив роль политического центра город становится самым заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси. В это время формируются все ныне существующие архитектурные ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли Кремля, Покровского и Спасо–Евфимиева монастырей. В XVIII веке в Суздале ведется активное строительство приходских церквей на посаде, и к началу XIX века городской ансамбль складывается окончательно.
По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не знает себе равных. Здесь на площади 9 кв.км. находятся свыше 200 памятников культовой и гражданской архитектуры XIII – XIX вв. Оставшись в границах XVIII веков, Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды.

Кресто-Никольская церковь

 
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь

Кресто-Никольская церковь стоит в конце торговых рядов. Построена она была в 1770 году на месте часовни, которую суздальцы поставили в знак избавления от «морового поветрия», в 1654 году унесшего за короткий срок много жизней. Место для часовни было выбрано не случайно: по древнему обычаю, суздальцы отслужили молебен на пересечении дорог, которые сходились в этом месте: одна шла по теперешней Старой улице и берегом реки, другая, пересекающая ее, от Царевской церкви под Кабацкую гору. В XIX веке к церкви были пристроены широкая трапезная и колокольня со шпилем.

Лазаревская церковь

 
Лазаревская церковь
Лазаревская церковь
Лазаревская церковь
Лазаревская церковь
С северной стороны бывшего посада в центре Суздаля, ближе к Ризоположенскому монастырю, находится живописный ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней. Лазаревская церковь относится к 15 веку. В то время церковь была деревянной, а в 1667 году на месте деревянной церкви была построена каменная. Здание Лазаревской церкви входит в число лучших произведений суздальского зодчества. В отличие от других она двустолпная. Это позволило средневековым зодчим сделать все пять ее барабанов световыми. Поток света сверху делает удивительно уютным пребывание в ней. С двух столпов, стоящих посередине церкви, перекинуты на стены арки. Облик церкви с тремя апсидами, кокошниками типичен для построек XVII века.

Никольская церковь

 
Никольская церковь
Никольская церковь
Никольская церковь
Никольская церковь
Один из лучших памятников суздальской архитектуры XVIII века — церковь Николы построена в 1720—1739 годах на месте одноименной шатровой деревянной церкви, сгоревшей в пожар 1719 года. Никольская церковь здесь существовала, видимо, очень давно, так как по ее месту названы древние Никольские ворота, выводившие к мосту через Каменку. Никола, как мы знаем, почитался как покровитель плавающих и путешествующих, и постановка его храма у этих ворот к дальним речным путям и дорогам была не случайной.

Здание существующей церкви очень нарядно. В его обработке гармонично сочетаются формы XVII века с новыми деталями. Безвестный зодчий Никольской церкви был одаренным мастером, чувствовавшим ритм архитектуры и роль декоративных деталей. Он знал и ценил новое искусство, но больше любил красоту построек старых суздальских мастеров. Он и сам был, скорее всего, суздальским мастером.

Петропавловская церковь

 
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь (церковь Петра и Павла)  построена около южной стены Покровского монастыря в 1694 году. Это монументальное сооружение поздней суздальской архитектуры построено под влиянием ансамбля Покровского монастыря. Здание церкви похоже на собор  нежели на рядовую приходскую церковь. Широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, завершается пятью главами. Фасады, увенчанные поясом подковообразных кокошников, расчленены по старой традиции узкими лопатками, меж которыми помещены окна с нарядными наличниками. К храму примыкала с запада одноэтажная паперть с перспективным западным порталом, а с севера — придел. У северо-западного угла храма была ныне не существующая шатровая колокольня монументальных и строгих форм. Две стороны ее четверика примыкали к паперти; две наружные — северная и западная — открывались арками, опертыми на круглый и короткий угловой столб. Этот мотив был подсказан устройством подобных же арочных входов с угловым столбом в древнем соборе Покровского монастыря. Живописность и подчеркнутая асимметрия композиции Петропавловской церкви, возможно, повлияли на замысел Козьмодемьянской церкви на Каменке.

Церковь Покрова-Богородицы

 
Церковь Покрова-Богородицы
Церковь Покрова-Богородицы
Церковь Покрова-Богородицы
Церковь Покрова-Богородицы

Посадский дом

 
Посадский дом
Посадский дом
Посадский дом
Посадский дом
Среди многочисленных памятников суздальской архитектуры особое место занимает Посадский дом — единственный в Суздале и очень редкий на Руси памятник жилого каменного зодчества ХYII века. Посадский дом, построен из камня, по западным образцам. Дом состоит из двух построек, разного времени, с отдельными двускатными крышами. Воссозданный жилой интерьер дает возможность познакомиться с предметами обстановки жителей Суздаля допетровского времени: встроенные лавки с "опушкою", резной стол, покрытый столешницей, шкаф-поставец, сундук, иконы в "красном" углу, нарядные лубки.

Пятницкая церковь

 
Пятницкая церковь
Пятницкая церковь
Пятницкая церковь
Пятницкая церковь

Пятницкая церковь была построена в 1772 году рядом с «холодной», или «летней» Входо-Иерусалимской  и называлась Никольской. Когда - то они были объеденены в единый архитектурный комплекс низкой кирпичной стеной с проездными воротами, завершёнными сводчатой крестообразной крышей. Здесь же, между двумя церквями стояла первая в Суздале колокольня с вогнутым шатром - дудкой. 

Пятницкая церковь восточным фасадом выходит на городскую площадь и хорошо видна от Воскресенской церкви. Рядом с нею раньше проходила дорога берегом реки Каменки. Здесь же стояла еще Ильинская церковь, перенесенная затем на Иванову гору. Церковь была деревянная, в XVIII веке её заменили каменной.

Ризоположенская церковь

 
Ризоположенская церковь
Ризоположенская церковь
Ризоположенская церковь
Ризоположенская церковь

Ризоположенская церковь расположена на крутом берегу бывшей речки Мжары, на месте которой сейчас овраг с протекающим по нему ручьём, почти полностью пересыхающим летом. С горы на восток открывается вид на предместье Суздаля — Михайлову сторону, или Михали, принадлежавшую в XII веке владимирскому князю Михаилу Юрьевичу (Михалке). На широком плато расположено множество курганов с погребениями XII—XIII вв. Это древнее кладбище суздальцев.

Ризположенская церковь (1777г.), «теплая», была выстроена севернее Знаменской на средства местных купцов Зубковых. В отличие от других суздальских «зимних» храмов, она имеет восьмискатное покрытие с четырьмя фронтонами (сравнимое с трапезной церковью Архиерейских палат).

Семионовская церковь

 
Семионовская церковь
Семионовская церковь
Семионовская церковь
Семионовская церковь
Семионовская церковь входит в ансамбль церквей Симеона Столпника и Смоленской Иконы Божией Матери напротив юго-восточного угла Спасо-Евфимиевского монастыря. Церковь Симеона Столпника построена в 1749 году севернее от Смоленской. Здесь лежала принадлежавшая Спасо-Евфимиеву монастырю слобода Скучилиха, населенная всяким работным людом и в том числе монастырскими каменщиками и кирпичниками. В слободе были две деревянные церкви, построенные в XVI—XVII веках; одна из них была шатровой. На их месте поставлены существующие каменные церкви — большой храм Смоленской иконы богородицы (1696—1706; реставрирован в 1960 г. О.Г.Гусевой) и «теплый» Симеоньевский (1749). «Теплая» Симеоньевская церковь в отличие от Смоленской крайне искажена позднейшими переделками.

Скорбященская церковь

 
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь построена в 1750г. и расположена к северо-востоку от Воскресенской церкви. Первоначально эта церковь, построенная жителями улиц Воротищи и Старой, была деревянной и по окончании строительства освящена в честь Воздвижения креста. Приход был небольшим, церковные служители получали жалование от государя, т. е. «ругу». В описи города церкви названы «ружными».

В 1750 году деревянная зимняя церковь была заменена каменной и переименована из Крестовоздвиженской в Скорбященскую. Так же, как и летняя Цареконстантиновская, Скорбященская церковь сохранилась до настоящего времени.

Суздаль