Церкви в Cуздале

 

Церкви в Суздале.

В городе Суздаль большое количество церквей. Суздаль можно назвать городом-рекордсменом по их количеству. Церкви Суздаля не просто украшают город, они создают его неповторимую атмосферу.
Многие архитектурные памятники Суздаля датируются XII веком, но период активного строительства в Суздале приходится на XVI – XVII века, когда Суздаль, войдя в состав Московского княжества и утратив роль политического центра город становится самым заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси. В это время формируются все ныне существующие архитектурные ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли Кремля, Покровского и Спасо–Евфимиева монастырей. В XVIII веке в Суздале ведется активное строительство приходских церквей на посаде, и к началу XIX века городской ансамбль складывается окончательно.
По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не знает себе равных. Здесь на площади 9 кв.км. находятся свыше 200 памятников культовой и гражданской архитектуры XIII – XIX вв. Оставшись в границах XVIII веков, Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды.

Смоленская церковь

 
Смоленская церковь
Смоленская церковь
Смоленская церковь
Смоленская церковь
Смоленская церковь построена на слободке «Скучилихе», принадлежавшей Спасо-Евфимиеву монастырю, в 1696—1707 годах во имя Смоленской богоматери. Смоленская церковь имеет ряд общих черт с постройками своего времени. Видимо, в большинстве случаев мастера не просто повторяли указанные им мотивы, но органически вводили их в замысел нового, каждый раз оригинального здания. Но главным был живой интерес мастера к старым памятникам города и к росшим на его глазах постройкам их собратьев. Зодчий Смоленской церкви, может быть, работал с прославленными суздальскими мастерами — Маминым, Грязновым и Шмаковым — или, во всяком случае, внимательно изучал их постройки. Особенно хорош по своей пластичности и свободе исполнения северный портал церкви, кажущийся как бы лепным . Колокольня при церкви принадлежит позднейшей поре классицизма рубежа XVIII—XIX вв.

Тихвинская церковь

 
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь
Тихвинская церквовь была построена в конце XVII века на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке, и сожженного в период польского нашествия. До Тихвинской на этом месте стояли две деревянные церкви — Андрея Первозванного и Петропавловская, которые затем заменили каменной церковью, переименованной в Тихвинскую с престолом Андрея Первозванного. 

Тихвинская церковь лишилась своей алтарной части и высокой шатровой колокольни, подобной колокольне церкви Вознесения. Фасады украшены с большим вкусом: под карнизом с кокошниками сделаны так называемые «тройни» — большие окна, включенные по три в общий «киот» наличника.
Высокий массивный куб украшен по углам парными полуколонками. Верхнюю часть стен завершает пышный карниз из разнообразных тесаных кирпичей с полукруглыми арочками. На боковых фасадах имеются единственные для суздальских памятников троечастные наличники, оформляющие два окна вместе и киот посередине. Кровельное покрытие на четыре ската завершает барабан с кокошниками-арочками, глава фигурная на узкой шейке.
 

Успенская церковь

 
Успенская церковь
Успенская церковь
Успенская церковь
Успенская церковь
Успенская церковь - живописный храм, стоящий между главной Торговой площадиью и Кремлем, у подножия высокого крепостного вала. Прежняя деревянная Успенская церковь известная ещё с ХVI века. А в конце 17 века на месте сгоревшей деревянной церки была построена каменная, которую перестроили после пожара 1720 года. После революции были разрушены храмовые сооружения: шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.), а также красивая ограда с воротами.

Успенская церковь является одним из редких каменных храмов, прославивших древнерусскую архитектуру.  Из наружного декора можно отметить нарядные обрамления окон на более низкой части церкви, принадлежащей ко второй половине XVII века; верхняя восьмигранная часть относится к началу XVIII века. Успенская церковь в Суздале – яркий пример архитектурного стиля московского барокко: широкий восьмерик на четверике изящно украшен, широкий купол церкви увенчан небольшой главкой на высоком барабане оригинальной двухъярусной формы.

Христорождественская церковь

 
Христорождественская церковь
Христорождественская церковь
Христорождественская церковь
Христорождественская церковь
Христорождественская церковь - "зимняя", возведена рядом с Никольской церковью в 1775 году. Вместе с Никольской церковью и колокольней, заканчивающейся вогнутым шатром, Церковь Рождества Христова составляет гармоничный ансамбль. Ранее он распологался у южных ворот Суздальского Кремля, являяся при этом первым из кремлевских храмов, открывающимся взорам гостям (купцам), прибывшим в Суздаль водным путем, проходившим, соответственно, по рекам Клязьма-Нерль-Каменка.
Своей архитектурой Христорождественская церковь похожа на жилой одноэтажный дом. Можно сказать, что это повторение в камне форм прямоугольного избяного сруба с обычной двухскатной кровлей. Венчает церковь небольшая главка на тонком резном барабане, придающая всему храму некоторую высоту и стройность. В XIX веке к церкви была пристроена паперть.

Цареконстантиновская церковь

 
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь

Цареконстантиновская церковь (или Царевская) в восточной части посада была построена в 1707 году вместе с Крестовоздвиженской церковью на средства, собранные жителями этого района города. Обе церкви были первоначально деревянными. Церкви освятили: зимнюю в честь Воздвижения креста, а летнюю в честь царя Константина. Цареконстантиновская церковь во многом отличается от других суздальских храмов, и запоминается благодаря необычной форме куполов, посаженных на характерные для Суздаля тонкие высокие барабаны, которые также как и необычные пять глав фигурной формы удлинены во всех деталях: купола, шейки, шпили и даже кресты. Белые стены основного объема храма богато украшены кокошниками, «дыньками» и резными наличниками на окнах. Пышный декоративный карниз с арочками подковообразной формы с поребриком (с узором в виде пилы) для архитектуры Суздаля является единственным примером. В начале XIX века к храму пристроили классический круглый притвор, который, несмотря на разницу в стилях, хорошо гармонирует с основным объемом. Цареконстантиновская церковь была последней пятиглавой церковью, построенной в Суздале.

Александровская церковь

 
Александровская церковь
Александровская церковь
Александровская церковь
Александровская церковь
В Михалях за церквовью Михаила Архангела и церковь Флора и Лавра стоит невысокая краснокирпичная церковь Александра Невского (начало ХХв.). Это – один из двух имеющихся в Суздале храмов псевдорусского стиля, очень распространенного в средней полосе России в конце XIX – начале XX вв. Вторая церковь того же стиля – трапезная Сретенская церковь Ризположенского монастыря. В Суздале, где были сильны более консервативные традиции, этот стиль популярностью, по-видимому, не пользовался. Небольшой крестообразный в плане храм очень нарядно украшен наличниками, кокошниками, кирпичным узором, карнизами и колонками; видимо, строители стремились приблизить его вид к древнерусскому узорочью. Завершает четырехугольный объем небольшой широкий шатер с маленькой главкой на высоком расписном барабане. Эта церковь долгое время, как и ее соседки, была заброшена, и только в начале XXI века ее привели в порядок и обнесли оградой вместе с храмами Михаила Архангела и Флора и Лавра.

Церковь Иоанна Предтечи

 
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи была построена одновременно с кремлевской Никольской церковью в 1720 году и по этой причине схемы в их архитектуре идентичны: колокольня с запада, притвор-трапеза, храм. Куб храма несет явное напоминание о простых «клетских» рубленых храмах XVII века. Фасады, лишенные карнизов, обрезает горизонталь четырехскатной кровли, сдержанны и формы оконных наличников. Низ колокольни с двумя могучими столбами служит крыльцом храма. Верхняя часть четверика, как и храм, обработана угловыми лопатками, ее простоту подчеркивают теневые пятна маленьких окон. Выше идет сравнительно короткий восьмерик со звоном, оформленный контрастирующими с общим суровым строем форм тонкими полуколонками. Прямой шатер с оконцами-слухами имеет строгие пропорции 1:2. Декор храма прост, но портал из лекального кирпича изыскан. 

Церковь Михаила Архангела

 
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела, "летняя" церковь с колокольней, в районе Михали города Суздаля возведена в 1769 году. После реставрации это дивный храм с горделиво сияющими на солнце золотыми куполами и чудесным убранством изнутри. Это самая высокая церковь в этой части Суздаля. 

Красно-белое здание отличается богатым декором: темно-красные стены, белые узорчатые наличники окон.   Над вторым ярусом окон проведен богатый поясок, а под кровлей, немного выше – карниз. Крест имеет сложный рисунок. С запада к церкви пристроена трапезная, соединяющая основной объем с высокой колокольней в стиле классицизм. Венчает колокольню стройный острый шпиль, опирающийся на сферический купол-основание.

В настоящее время в храме открыта образовательная школа, где школьнике в дополнение к государственному образованию получают духовное  религиозное.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

 
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в низине правого берега Каменки, в её излучине. Здесь находятся две церкви: Богоявленская и Предтеченская. В XVII веке на месте ныне существующих церквей находились две деревянные, которые сгорели.  Каменная зимняя церковь в честь Иоанна Предтечи была построена в 1739 году. Архитектура ее проста: это тип так называемых «клецких» деревянных зданий, основные формы которых перешли в каменные храмы. Здесь соединение деревянных срубов клетей заменено пилястрами. В 1740 году к церкви была пристроена восьмигранная  колокольня  с характерным для Суздаля слегка вогнутым шатром. Простота и пропорциональность форм этого здания придают ей особую красоту и изящество

Церковь Флора и Лавра

 
Церковь Флора и Лавра
Церковь Флора и Лавра
Церковь Флора и Лавра
Церковь Флора и Лавра
Церковь Флора и Лавра построена приблизительно между 1800 и 1825 годами (по одной из версий в 1803 году) . Этот небольшой храм стоит рядом с летней церковью Михаила Архангела. По своей архитектуре церковь Флора и Лавра напоминает классические зимние храмы Суздаля.  К центральной части, более высокой, с запада пристроен небольшой объем, похожий на меньшую клеть традиционных «зимних» храмов. Широкая алтарная часть – не полукруглая, а квадратная, с тремя смежными окнами.
Суздаль