Церкви в Cуздале

 

Церкви в Суздале.

В городе Суздаль большое количество церквей. Суздаль можно назвать городом-рекордсменом по их количеству. Церкви Суздаля не просто украшают город, они создают его неповторимую атмосферу.
Многие архитектурные памятники Суздаля датируются XII веком, но период активного строительства в Суздале приходится на XVI – XVII века, когда Суздаль, войдя в состав Московского княжества и утратив роль политического центра город становится самым заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси. В это время формируются все ныне существующие архитектурные ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли Кремля, Покровского и Спасо–Евфимиева монастырей. В XVIII веке в Суздале ведется активное строительство приходских церквей на посаде, и к началу XIX века городской ансамбль складывается окончательно.
По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не знает себе равных. Здесь на площади 9 кв.км. находятся свыше 200 памятников культовой и гражданской архитектуры XIII – XIX вв. Оставшись в границах XVIII веков, Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды.

Антипиевская церковь

 
Антипиевская церковь
Антипиевская церковь
Антипиевская церковь
Антипиевская церковь
Антипиевская церковь построена в 1745 году представляет собой зимний храм и имеет двускатную кровлю. Она стоит рядом с пятиглавой Лазаревской "летней". Первоначальное название Антипиевской церкви - Сретенская. В 1745 году на месте Сретенской поставили каменную с нарядной колокольней, завершенной суздальским вогнутым шатром, и переименовали ее в Антипиевскую. В таком виде она сохранилась до настоящего времени.

Богоявленская церковь

 
Богоявленская церковь
Богоявленская церковь
Богоявленская церковь
Богоявленская церковь

Богоявленская церковь построена в 1781 году в излучине реки Каменки рядом с ранее постороенной «зимней» церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Обе церкви возведены на месте сгоревших деревянных церквей XVII века в Кожевенной слободе. Архитектура высокой Богоявленской церкви говорит нам о том, что она принадлежит периоду смены архитектурных стилей XVII и XVIII веков, в которых работали суздальские мастера того времени.

Борисоглебская церковь

 
Борисоглебская церковь
Борисоглебская церковь
Борисоглебская церковь
Борисоглебская церковь

Борисоглебская церковь, бывшая Источниковская, располагается неподалеку от Музея деревянного зодчества. Предположительно она возведена на месте сожженного поляками в начале XVII века Борисоглебского монастыря, с ликвидацией которого, Борисоглебская церковь была переименована в Источниковскую, а в честь Бориса и Глеба оставлен маленький придел. Точную дату постройки нынешней Борисоглебской церкви определить сложно, но, судя по характеру ее архитектуры, она может быть отнесена к концу XVII века, кроме колокольни, которая пристроена не ранее второй половины XVIII века. До революции рядом с Борисоглебской стояла «теплая» Никольская церковь XVIII века.

Воскресенская церковь

 
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь

Воскресенская церковь расположена на торговой площади, напротив городских торговых радов. Выстроена она в 1720 году на месте сгоревшей старой деревянной церкви от которой остался колокол. Судя по надписи на нем, деревянная Воскресенская церковь была очень древнего происхождения - она существовала уже в XVI веке.

Интересна колокольня, пристроенная к северо-западному углу паперти.  Это высокий восьмигранник, поставленный на низенький четверик, который завершен сферической кровлей с высоким шпилем. Именно он делает колокольню Вознесенской церки похожей на колокольню собора Петропавловской крепости.

Входо-Иерусалимская церковь

 
Входо-Иерусалимская церковь
Входо-Иерусалимская церковь
Входо-Иерусалимская церковь
Входо-Иерусалимская церковь
Входоиерусалимская церковь восточным фасадом выходит на городскую площадь и хорошо видна от Воскресенской церкви. Рядом с нею раньше проходила дорога берегом реки Каменки. Здесь же стояла еще Ильинская церковь, перенесенная затем на Иванову гору. Церковь была деревянная, в XVIII веке её, вместе со стоящей рядом Пятницкой церковью, заменили каменной.  Ныне существующая летняя Входоиерусалимская церковь построена в 1707 году. Летняя церковь имеет свою особенность. Она украшена декоративным карнизом из кокошников — арочек, поставленных на консольки. Покрытие на четыре ската когда-то было завершено пятью главами, ныне же сохранилась только центральная глава. Внутреннее помещение пере¬крыто сомкнутым сводом.

Знаменская церковь

 
Знаменская церковь
Знаменская церковь
Знаменская церковь
Знаменская церковь

Знаменская церковь находится на окраине Суздаля, на реке Мжарка. В старинные времена здесь располагался Введенский женский монастырь, который в 1237 году был сожжен и разграблен Батыем. Затем здесь была построена Введенская церковь, которая в 1611 году была разорена литовцами. Позднее из торговых рядов Суздаля сюда была перенесена деревянная Знаменская церковь, на месте которой в 1749 году был построен каменный храм. В советское время церковь была закрыта, а в 1991 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник после реставрации передал храм Владимиро-Суздальской епархии.

Ильинская церковь

 
Ильинская церковь
Ильинская церковь
Ильинская церковь
Ильинская церковь
Ильинская церковь (1744 год) была установлена на вершине небольшого холма, в излучине р. Каменки. Древние зодчие удачно выбрали место для строительства храма, выразительный силуэт которого по замыслу мастеров, должен быть хорошо обозрим со многих мест.
В XIX веке церковь подверглась многочисленным переделкам, после реставрации храму был возвращён его первоначальный вид.

Казанская церковь

 
Казанская церковь
Казанская церковь
Казанская церковь
Казанская церковь

Казанская церковь стоит рядом с торговыми рядами и Воскресенской церквью. Казанская церковь города Суздаль является одним из главных действующих храмов. Она была построена в 1739 году на месте сгоревшей в пожаре 1719 года деревянной. Контраст в декоре храмов и колоколен города Суздаль стал характерной чертой посадской архитектуры Суздаля. Этим приёмом, выявляющим своеобразие и красоту строений зодчие города Суздаль владели в совершенстве. 
По некоторым данным, в здании Казанской церкви погребен ключарь суздальского собора Ананий Федоров — автор известного труда «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале».

Козьмодемьянская церковь

 
Козьмодемьянская церковь
Козьмодемьянская церковь
Козьмодемьянская церковь
Козьмодемьянская церковь

Козьмодемьянская церковь известна с 1617 года. В летописи Суздаля 1617 года она значится деревянной как строение «приходных людей». Эта церковь в 1725 году была заменена ныне существующей каменной. Церковь стоит на высоком берегу Каменки. В XII веке здесь был основан христианский монастырь в честь Козьмы и Дамиана. Холм, на котором расположился памятник, с древнейших времен носила название Яруновой. Согласно преданьям старины глубокой, свое название горка получила от стоявшего на ней капища языческого бога Яруна, или Ярилы.

С точки зрения архитектуры Козьмодемьянская церковь представляет большой интерес. Основное здание "летней" церкви построено в виде куба, а с южной стороны к нему примыкает "зимняя" церковь. С западной стороны между ними стоит небольшая колокольня, завершенная стройным восьмигранным шатром.

До революции вокруг храма была выстроена невысокая каменная ограда с лестницей, спускавшейся к реке.

Крестовоздвиженская церковь

 
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь построена в 1696 году. Крестовоздвиженский храм - "теплый". Как и большинство суздальских церквей подобного рода он имеет традиционную шатровую колокольню и состоит из двух клетей разной высоты. Более высокая клеть увенчана небольшой главкой на довольно широком барабане.

Кресто-Никольская церковь

 
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь

Кресто-Никольская церковь стоит в конце торговых рядов. Построена она была в 1770 году на месте часовни, которую суздальцы поставили в знак избавления от «морового поветрия», в 1654 году унесшего за короткий срок много жизней. Место для часовни было выбрано не случайно: по древнему обычаю, суздальцы отслужили молебен на пересечении дорог, которые сходились в этом месте: одна шла по теперешней Старой улице и берегом реки, другая, пересекающая ее, от Царевской церкви под Кабацкую гору. В XIX веке к церкви были пристроены широкая трапезная и колокольня со шпилем.

Лазаревская церковь

 
Лазаревская церковь
Лазаревская церковь
Лазаревская церковь
Лазаревская церковь
С северной стороны бывшего посада в центре Суздаля, ближе к Ризоположенскому монастырю, находится живописный ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней. Лазаревская церковь относится к 15 веку. В то время церковь была деревянной, а в 1667 году на месте деревянной церкви была построена каменная. Здание Лазаревской церкви входит в число лучших произведений суздальского зодчества. В отличие от других она двустолпная. Это позволило средневековым зодчим сделать все пять ее барабанов световыми. Поток света сверху делает удивительно уютным пребывание в ней. С двух столпов, стоящих посередине церкви, перекинуты на стены арки. Облик церкви с тремя апсидами, кокошниками типичен для построек XVII века.

Никольская церковь

 
Никольская церковь
Никольская церковь
Никольская церковь
Никольская церковь
Один из лучших памятников суздальской архитектуры XVIII века — церковь Николы построена в 1720—1739 годах на месте одноименной шатровой деревянной церкви, сгоревшей в пожар 1719 года. Никольская церковь здесь существовала, видимо, очень давно, так как по ее месту названы древние Никольские ворота, выводившие к мосту через Каменку. Никола, как мы знаем, почитался как покровитель плавающих и путешествующих, и постановка его храма у этих ворот к дальним речным путям и дорогам была не случайной.

Здание существующей церкви очень нарядно. В его обработке гармонично сочетаются формы XVII века с новыми деталями. Безвестный зодчий Никольской церкви был одаренным мастером, чувствовавшим ритм архитектуры и роль декоративных деталей. Он знал и ценил новое искусство, но больше любил красоту построек старых суздальских мастеров. Он и сам был, скорее всего, суздальским мастером.

Петропавловская церковь

 
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь (церковь Петра и Павла)  построена около южной стены Покровского монастыря в 1694 году. Это монументальное сооружение поздней суздальской архитектуры построено под влиянием ансамбля Покровского монастыря. Здание церкви похоже на собор  нежели на рядовую приходскую церковь. Широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, завершается пятью главами. Фасады, увенчанные поясом подковообразных кокошников, расчленены по старой традиции узкими лопатками, меж которыми помещены окна с нарядными наличниками. К храму примыкала с запада одноэтажная паперть с перспективным западным порталом, а с севера — придел. У северо-западного угла храма была ныне не существующая шатровая колокольня монументальных и строгих форм. Две стороны ее четверика примыкали к паперти; две наружные — северная и западная — открывались арками, опертыми на круглый и короткий угловой столб. Этот мотив был подсказан устройством подобных же арочных входов с угловым столбом в древнем соборе Покровского монастыря. Живописность и подчеркнутая асимметрия композиции Петропавловской церкви, возможно, повлияли на замысел Козьмодемьянской церкви на Каменке.

Церковь Покрова-Богородицы

 
Церковь Покрова-Богородицы
Церковь Покрова-Богородицы
Церковь Покрова-Богородицы
Церковь Покрова-Богородицы

Посадский дом

 
Посадский дом
Посадский дом
Посадский дом
Посадский дом
Среди многочисленных памятников суздальской архитектуры особое место занимает Посадский дом — единственный в Суздале и очень редкий на Руси памятник жилого каменного зодчества ХYII века. Посадский дом, построен из камня, по западным образцам. Дом состоит из двух построек, разного времени, с отдельными двускатными крышами. Воссозданный жилой интерьер дает возможность познакомиться с предметами обстановки жителей Суздаля допетровского времени: встроенные лавки с "опушкою", резной стол, покрытый столешницей, шкаф-поставец, сундук, иконы в "красном" углу, нарядные лубки.

Пятницкая церковь

 
Пятницкая церковь
Пятницкая церковь
Пятницкая церковь
Пятницкая церковь

Пятницкая церковь была построена в 1772 году рядом с «холодной», или «летней» Входо-Иерусалимской  и называлась Никольской. Когда - то они были объеденены в единый архитектурный комплекс низкой кирпичной стеной с проездными воротами, завершёнными сводчатой крестообразной крышей. Здесь же, между двумя церквями стояла первая в Суздале колокольня с вогнутым шатром - дудкой. 

Пятницкая церковь восточным фасадом выходит на городскую площадь и хорошо видна от Воскресенской церкви. Рядом с нею раньше проходила дорога берегом реки Каменки. Здесь же стояла еще Ильинская церковь, перенесенная затем на Иванову гору. Церковь была деревянная, в XVIII веке её заменили каменной.

Ризоположенская церковь

 
Ризоположенская церковь
Ризоположенская церковь
Ризоположенская церковь
Ризоположенская церковь

Ризоположенская церковь расположена на крутом берегу бывшей речки Мжары, на месте которой сейчас овраг с протекающим по нему ручьём, почти полностью пересыхающим летом. С горы на восток открывается вид на предместье Суздаля — Михайлову сторону, или Михали, принадлежавшую в XII веке владимирскому князю Михаилу Юрьевичу (Михалке). На широком плато расположено множество курганов с погребениями XII—XIII вв. Это древнее кладбище суздальцев.

Ризположенская церковь (1777г.), «теплая», была выстроена севернее Знаменской на средства местных купцов Зубковых. В отличие от других суздальских «зимних» храмов, она имеет восьмискатное покрытие с четырьмя фронтонами (сравнимое с трапезной церковью Архиерейских палат).

Семионовская церковь

 
Семионовская церковь
Семионовская церковь
Семионовская церковь
Семионовская церковь
Семионовская церковь входит в ансамбль церквей Симеона Столпника и Смоленской Иконы Божией Матери напротив юго-восточного угла Спасо-Евфимиевского монастыря. Церковь Симеона Столпника построена в 1749 году севернее от Смоленской. Здесь лежала принадлежавшая Спасо-Евфимиеву монастырю слобода Скучилиха, населенная всяким работным людом и в том числе монастырскими каменщиками и кирпичниками. В слободе были две деревянные церкви, построенные в XVI—XVII веках; одна из них была шатровой. На их месте поставлены существующие каменные церкви — большой храм Смоленской иконы богородицы (1696—1706; реставрирован в 1960 г. О.Г.Гусевой) и «теплый» Симеоньевский (1749). «Теплая» Симеоньевская церковь в отличие от Смоленской крайне искажена позднейшими переделками.

Скорбященская церковь

 
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь построена в 1750г. и расположена к северо-востоку от Воскресенской церкви. Первоначально эта церковь, построенная жителями улиц Воротищи и Старой, была деревянной и по окончании строительства освящена в честь Воздвижения креста. Приход был небольшим, церковные служители получали жалование от государя, т. е. «ругу». В описи города церкви названы «ружными».

В 1750 году деревянная зимняя церковь была заменена каменной и переименована из Крестовоздвиженской в Скорбященскую. Так же, как и летняя Цареконстантиновская, Скорбященская церковь сохранилась до настоящего времени.

Смоленская церковь

 
Смоленская церковь
Смоленская церковь
Смоленская церковь
Смоленская церковь
Смоленская церковь построена на слободке «Скучилихе», принадлежавшей Спасо-Евфимиеву монастырю, в 1696—1707 годах во имя Смоленской богоматери. Смоленская церковь имеет ряд общих черт с постройками своего времени. Видимо, в большинстве случаев мастера не просто повторяли указанные им мотивы, но органически вводили их в замысел нового, каждый раз оригинального здания. Но главным был живой интерес мастера к старым памятникам города и к росшим на его глазах постройкам их собратьев. Зодчий Смоленской церкви, может быть, работал с прославленными суздальскими мастерами — Маминым, Грязновым и Шмаковым — или, во всяком случае, внимательно изучал их постройки. Особенно хорош по своей пластичности и свободе исполнения северный портал церкви, кажущийся как бы лепным . Колокольня при церкви принадлежит позднейшей поре классицизма рубежа XVIII—XIX вв.

Тихвинская церковь

 
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь
Тихвинская церквовь была построена в конце XVII века на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке, и сожженного в период польского нашествия. До Тихвинской на этом месте стояли две деревянные церкви — Андрея Первозванного и Петропавловская, которые затем заменили каменной церковью, переименованной в Тихвинскую с престолом Андрея Первозванного. 

Тихвинская церковь лишилась своей алтарной части и высокой шатровой колокольни, подобной колокольне церкви Вознесения. Фасады украшены с большим вкусом: под карнизом с кокошниками сделаны так называемые «тройни» — большие окна, включенные по три в общий «киот» наличника.
Высокий массивный куб украшен по углам парными полуколонками. Верхнюю часть стен завершает пышный карниз из разнообразных тесаных кирпичей с полукруглыми арочками. На боковых фасадах имеются единственные для суздальских памятников троечастные наличники, оформляющие два окна вместе и киот посередине. Кровельное покрытие на четыре ската завершает барабан с кокошниками-арочками, глава фигурная на узкой шейке.
 

Успенская церковь

 
Успенская церковь
Успенская церковь
Успенская церковь
Успенская церковь
Успенская церковь - живописный храм, стоящий между главной Торговой площадиью и Кремлем, у подножия высокого крепостного вала. Прежняя деревянная Успенская церковь известная ещё с ХVI века. А в конце 17 века на месте сгоревшей деревянной церки была построена каменная, которую перестроили после пожара 1720 года. После революции были разрушены храмовые сооружения: шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.), а также красивая ограда с воротами.

Успенская церковь является одним из редких каменных храмов, прославивших древнерусскую архитектуру.  Из наружного декора можно отметить нарядные обрамления окон на более низкой части церкви, принадлежащей ко второй половине XVII века; верхняя восьмигранная часть относится к началу XVIII века. Успенская церковь в Суздале – яркий пример архитектурного стиля московского барокко: широкий восьмерик на четверике изящно украшен, широкий купол церкви увенчан небольшой главкой на высоком барабане оригинальной двухъярусной формы.

Христорождественская церковь

 
Христорождественская церковь
Христорождественская церковь
Христорождественская церковь
Христорождественская церковь
Христорождественская церковь - "зимняя", возведена рядом с Никольской церковью в 1775 году. Вместе с Никольской церковью и колокольней, заканчивающейся вогнутым шатром, Церковь Рождества Христова составляет гармоничный ансамбль. Ранее он распологался у южных ворот Суздальского Кремля, являяся при этом первым из кремлевских храмов, открывающимся взорам гостям (купцам), прибывшим в Суздаль водным путем, проходившим, соответственно, по рекам Клязьма-Нерль-Каменка.
Своей архитектурой Христорождественская церковь похожа на жилой одноэтажный дом. Можно сказать, что это повторение в камне форм прямоугольного избяного сруба с обычной двухскатной кровлей. Венчает церковь небольшая главка на тонком резном барабане, придающая всему храму некоторую высоту и стройность. В XIX веке к церкви была пристроена паперть.

Цареконстантиновская церковь

 
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь

Цареконстантиновская церковь (или Царевская) в восточной части посада была построена в 1707 году вместе с Крестовоздвиженской церковью на средства, собранные жителями этого района города. Обе церкви были первоначально деревянными. Церкви освятили: зимнюю в честь Воздвижения креста, а летнюю в честь царя Константина. Цареконстантиновская церковь во многом отличается от других суздальских храмов, и запоминается благодаря необычной форме куполов, посаженных на характерные для Суздаля тонкие высокие барабаны, которые также как и необычные пять глав фигурной формы удлинены во всех деталях: купола, шейки, шпили и даже кресты. Белые стены основного объема храма богато украшены кокошниками, «дыньками» и резными наличниками на окнах. Пышный декоративный карниз с арочками подковообразной формы с поребриком (с узором в виде пилы) для архитектуры Суздаля является единственным примером. В начале XIX века к храму пристроили классический круглый притвор, который, несмотря на разницу в стилях, хорошо гармонирует с основным объемом. Цареконстантиновская церковь была последней пятиглавой церковью, построенной в Суздале.

Александровская церковь

 
Александровская церковь
Александровская церковь
Александровская церковь
Александровская церковь
В Михалях за церквовью Михаила Архангела и церковь Флора и Лавра стоит невысокая краснокирпичная церковь Александра Невского (начало ХХв.). Это – один из двух имеющихся в Суздале храмов псевдорусского стиля, очень распространенного в средней полосе России в конце XIX – начале XX вв. Вторая церковь того же стиля – трапезная Сретенская церковь Ризположенского монастыря. В Суздале, где были сильны более консервативные традиции, этот стиль популярностью, по-видимому, не пользовался. Небольшой крестообразный в плане храм очень нарядно украшен наличниками, кокошниками, кирпичным узором, карнизами и колонками; видимо, строители стремились приблизить его вид к древнерусскому узорочью. Завершает четырехугольный объем небольшой широкий шатер с маленькой главкой на высоком расписном барабане. Эта церковь долгое время, как и ее соседки, была заброшена, и только в начале XXI века ее привели в порядок и обнесли оградой вместе с храмами Михаила Архангела и Флора и Лавра.

Церковь Иоанна Предтечи

 
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи была построена одновременно с кремлевской Никольской церковью в 1720 году и по этой причине схемы в их архитектуре идентичны: колокольня с запада, притвор-трапеза, храм. Куб храма несет явное напоминание о простых «клетских» рубленых храмах XVII века. Фасады, лишенные карнизов, обрезает горизонталь четырехскатной кровли, сдержанны и формы оконных наличников. Низ колокольни с двумя могучими столбами служит крыльцом храма. Верхняя часть четверика, как и храм, обработана угловыми лопатками, ее простоту подчеркивают теневые пятна маленьких окон. Выше идет сравнительно короткий восьмерик со звоном, оформленный контрастирующими с общим суровым строем форм тонкими полуколонками. Прямой шатер с оконцами-слухами имеет строгие пропорции 1:2. Декор храма прост, но портал из лекального кирпича изыскан. 

Церковь Михаила Архангела

 
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела, "летняя" церковь с колокольней, в районе Михали города Суздаля возведена в 1769 году. После реставрации это дивный храм с горделиво сияющими на солнце золотыми куполами и чудесным убранством изнутри. Это самая высокая церковь в этой части Суздаля. 

Красно-белое здание отличается богатым декором: темно-красные стены, белые узорчатые наличники окон.   Над вторым ярусом окон проведен богатый поясок, а под кровлей, немного выше – карниз. Крест имеет сложный рисунок. С запада к церкви пристроена трапезная, соединяющая основной объем с высокой колокольней в стиле классицизм. Венчает колокольню стройный острый шпиль, опирающийся на сферический купол-основание.

В настоящее время в храме открыта образовательная школа, где школьнике в дополнение к государственному образованию получают духовное  религиозное.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

 
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в низине правого берега Каменки, в её излучине. Здесь находятся две церкви: Богоявленская и Предтеченская. В XVII веке на месте ныне существующих церквей находились две деревянные, которые сгорели.  Каменная зимняя церковь в честь Иоанна Предтечи была построена в 1739 году. Архитектура ее проста: это тип так называемых «клецких» деревянных зданий, основные формы которых перешли в каменные храмы. Здесь соединение деревянных срубов клетей заменено пилястрами. В 1740 году к церкви была пристроена восьмигранная  колокольня  с характерным для Суздаля слегка вогнутым шатром. Простота и пропорциональность форм этого здания придают ей особую красоту и изящество

Церковь Флора и Лавра

 
Церковь Флора и Лавра
Церковь Флора и Лавра
Церковь Флора и Лавра
Церковь Флора и Лавра
Церковь Флора и Лавра построена приблизительно между 1800 и 1825 годами (по одной из версий в 1803 году) . Этот небольшой храм стоит рядом с летней церковью Михаила Архангела. По своей архитектуре церковь Флора и Лавра напоминает классические зимние храмы Суздаля.  К центральной части, более высокой, с запада пристроен небольшой объем, похожий на меньшую клеть традиционных «зимних» храмов. Широкая алтарная часть – не полукруглая, а квадратная, с тремя смежными окнами.

Церковь "Покрова Богородицы на Нерли"

 
Церковь "Покрова Богородицы на Нерли"
Церковь "Покрова Богородицы на Нерли"
Церковь "Покрова Богородицы на Нерли"
Церковь "Покрова Богородицы на Нерли"

Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, её называют самым красивым русским храмом. Церковь была построена в 1165 году при князе Андрее Боголюбском после гибели его сына Изяслава. Есть мнения, что Изяслав погребён либо на нерлинском холме, либо в самой церкви. По легенде, материал (камень) для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским булгарского царства. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века (около 1164 года) по инициативе Андрея Боголюбского. Это первая церковь Покрова на Руси.

Место расположения храма нетрадиционно: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, предположительно в месте впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь построена на рукотворном холме. Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями. В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако, недостаток средств не позволил начать работы. Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Суздаль