День Рождения в Суздале

Сашка у нас человек незаурядный. Вот и свой день Рождения он решил отметить нестандартно - пригласил нас на необычный ужин в чудесный город Суздаль. Впрочем, это был не просто ужин, а самый настоящий пир в трапезной одного из Суздальских монастырей. Причем, угощали нас теми яствами, которые входили в меню местных князей 10-12 веков - это запеченные целиком поросята и щуки, соления, свежие овощи и медовуха. Ну а поскольку мы все равно уже собирались в Суздаль, Сашка решил не ограничиться ужином, а разнообразил наш рацион еще и экскурсией по городу.

Выезжать пришлось рано. Утром третьего июня на трех машинах мы двинули из Москвы в Суздаль. Дорога ничем особенно не запомнилась. Вначале на выезде из Москвы стояли обычные пробки. Но вот мы без приключений добрались до отеля «Кремлевский», где были забронированы номера. Отель этот совсем новый, ему нет и года. Построен он в старинном стиле, как царские палаты 14-16 веков, - белокаменные стены, башенки, колонны, арки. Кажется, будто это и есть старинный дворец, сохранившийся с древних времен. Почувствовав себя князьями и царевнами, мы плотно позавтракали, помня о том, что нам предстоит пешая прогулка по городу.

Весь Суздаль – это один большой музей под солнцем. Город сам по себе небольшой, всего девять квадратных километров, поэтому за день мы прошагали его вдоль и поперек. На данный момент в Суздале проживает около 12 тыс. человек.

По улицам Суздаля то и дело бродят туристы (кстати, местные жители относятся к гостям города очень дружелюбно) и проезжают конные экипажи. Слышен цокот копыт, чудное пение птиц и лишь изредка – шум автомобилей. На машинах тут ездят мало, поэтому туристы в основном оставляют «железных коней» и бродят по городу пешком. Мы тоже отправились гулять по старинному городу. Побывали в монастырях, постройки которых относились к 15-16 векам. Эти соборы  примечательны тем, что в них были найдены так называемые «строительные жертвы». В прошлом у зодчих было принято в основание или фундамент монастыря замуровывать живых людей.

Затем мы отправились к Покровскому монастырю. Это женский собор, возникший тут в 14 веке. В древности сюда ссылались потомственные аристократки.

По пути в Спасо-Евфимиевский монастырь мы зашли в небольшую металлическую часовенку, которая была построена на пожертвования англичан городу Суздалю.

Когда-то в Суздале было пятнадцать монастырей (представляете? – на девять квадратных километров!), а сейчас осталось только пять, среди которых два полуразрушены.

В Спасо-Евфимиевсокм соборе мы не только посетили звонницу, но и послушали завораживающий перезвон местных колоколов. К звоннице вела узенькая круговая лестница, где в ширину помещается только один человек, и то – нетолстый. Забравшись туда, мы оказались на высоте примерно пяти этажей над землей. Вид с высоты звонницы был поистине живописен!

Прямо из монастыря мы отправились на высокий берег реки Каменки. По дороге мы прикупили медовухи -  эта местная достопримечательность продается тут гораздо чаще, чем пиво и вода.

На обратном пути мы прошли через Ризоположенский монастырь и пересекли старинную торговую площадь (впрочем, новых построек, кроме частных домов, в Суздале и  вовсе нет).

Вообще, чтобы полностью ознакомиться с достопримечательностями Суздаля, вам понадобится как минимум неделя. Если же вы захотите глубже проникнуть в колорит этого города-музея, придется остановиться в Суздале надолго. Нас же в Трапезной уже ждал именинник Сашка.

Вы только представьте -  белокаменные своды высоких потолков, старинный интерьер (самовары, глиняная посуда), резные деревянные кресла, длинный стол, заставленный аппетитными блюдами – и все в духе старославянских времен! Глаза рябило от пестрых одежд персонала трапезной и живописного дизайна ресторана.

Именинник был в восторге – и день Рождения удался на славу, и гости довольные по домам разошлись. Спустя неделю, Сашка поведал мне, что отныне и впредь свои юбилеи он будет отмечать только в Суздале. «Это войдет в нашу семейную традицию!» - смеялся он, я же заручилась его обещаниями не забывать приглашать на торжества и меня.